Профилактика сколиоза у детей

По статистике, почти у половины детей школьного возраста наблюдаются нарушения функции позвоночника – неправильная осанка, сутулость, искривление позвоночника, сколиоз. Эти нарушения затрудняют проведение нервного импульса к тканям и клеткам внутренних органов, что служит предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья. Может ухудшаться работа сердечно -сосудистой и дыхательной систем, пищеварительного тракта.
Согласно последним данным, число детей с неправильной осанкой достигает 30-60%, из них у 6-15% это приводит к сколиозу.
Сколиоз (от греч. skoliosis –искривление)–это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвоночника вокруг своей оси, приводящее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека и является одним из показателей здоровья.
Негативное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание тела ребенка в неправильном положении. В результате этого происходит выработка навыка неправильной осанки. В одних случаях этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других –на фоне патологических изменений в нем врожденного или приобретенного характера.
В основе нарушения осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.
В 90-95% случаев сколиоз –приобретенное заболевание, чаще всего встречается у детей астенического типа телосложения. Дети особенно подвержены возникновению сколиоза в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет.
Можно самим определить наличие сколиоза у ребенка. Для этого необходимо, чтобы ребенок принял привычную позу (встал и расслабился).
Существуют следующие признаки сколиоза:
1) одно плечо чуть выше другого;
2) выпирает угол одной из лопаток;
3) разное расстояние от прижатых к бокам рук до талии;
4) при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника.
При обнаружении хотя бы одного из этих признаков следует немедленно обратиться к ортопеду.
Профилактика сколиоза
1. Покупая коляску для ребенка, обратите внимание на то, чтобы спинка у нее была жесткая. Не используйте мягкие складные коляски типа «гамак», в которых ребенок сидит, согнув спину.
2. С раннего возраста нужно следить за тем, чтобы постель у ребенка была достаточно жесткой, а подушка небольшой –мягкие перинки и большие подушки противопоказаны. Ребенку лучше спать на животе или спине. Очень полезно несколько раз в течение дня полежатьна твердой поверхностина спине или животе в течение 15 минут. Это позволит разгрузить позвоночник.
3. Необходимо, чтобы у ребенка была правильная и удобная обувь.
4. Необходимо организовать ребенку строгое соблюдение режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.), постоянную двигательную активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом.
В обязательном порядке приучите ребенка делать зарядку, а в идеале –
делайте ее вместе. Было бы неплохо, чтобы ребенок занимался спортом, плаванием, танцами и проводил много времени за подвижными играми на свежем воздухе.
5.Обратите внимание на привычки ребенка. Очень вредно закидывать ногу на ногу, класть ногу под себя, облокачиваться головой на руку. Приучите ребенка сидеть прямо и через каждые 30-40 минут делать перерывы, чтобы подвигаться, попрыгать.
6. Важно, чтобы у школьника была удобная мебель для подготовки уроков. Ни в коем случае нельзя делать уроки за тумбовым столом. По мере роста ребенка мебель должна меняться.
7. Необходимо следить за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др. До 3 класса школьникам лучше носить ранец. Если ребенок ходит в школу с сумкой, то он должен нести ее попеременно то в одной, то в другой руке.
8. Хорошей профилактикой сколиоза является плавание. Давно известно, что вода оздоравливает организм человека. Занятия аквааэробикой приносят большую пользу и удовольствие детям, чем физкультура на суше. Аквааэробика помогает поддерживать организм в хорошей физической форме, приносит расслабляющий эффект, снимает стресс.
Организация рабочего места школьника как профилактика сколиоза:
Начиная с 5-6 лет, хотя бы по 2 часа 2-3 раза в неделю, ребенок сидит за партой. Чаще всего мебель (столы и стульчики) не приспособлены для еще маленьких учеников. В результате перегружается спина и устают глаза.
В домашней обстановке будущие первоклашки также регулярно занимаются совершенствованием полученных навыков: пишут, читают, рисуют, лепят из пластилина, делают аппликации... Поступление в школу увеличивает эти нагрузки. Всем известно, что немаловажной задачей остается грамотное создание рабочего места. Именно в период регулярных занятий позвоночник ребенка сам «ищет» для себя удобную позу... удобную, но неправильную!
Для профилактики сколиоза нужно придерживаться следующих правил:
Стул.
Глубина сиденья должна быть немного меньше, чем расстояние от подколенной ямки до крестца. Если нет возможности приобрести стул с ортопедической спинкой в соответствии с ростом, необходимо воспользоваться подручными средствами, сделать импровизированную спинку. Очень удобно, если к ней в области поясницы прикрепить специальный валик, не дающий околопозвоночным мышцам чрезмерно перегружаться. Если ребенок еще не касается ногами пола, под ножки ему подбирают скамеечку: углы «стопа-голень» и «голень-бедро» рекомендовано приблизить к значению 90 градусов.
Стол.
Локти ребенка должны свободно опираться на письменный стол (т.е. на столешницу, которая располагается на уровне солнечного сплетения). Следите за расстоянием от глаз до тетради (книги) –оптимально это 30 см. Для того чтобы уточнить расстояние, попросите ребенка поставить локоть на стол и посмотреть вперед перед собой –если столешница расположена правильно, то кончик среднего пальца касается наружного угла глаза.
Чтение.
Книги желательно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать перед ребенком на столе, обычно располагаясь правее или левее, то привычный наклон и поворот головы очень быстро перегрузят шейный отдел маленького ученика, в результате чего может появиться выраженная головная боль.
Письмо.
Тетрадь правильно располагать под углом 30 градусов –при таком наклоне хорошо видно то, что «выходит из-под пера». Иначе расположенная тетрадь заставит и голову больше наклонять, и поворачивать туловище по оси.
Освещение.
Настольная лампа –это идеальный вариант для освещения рабочей поверхности: свет должен падать слева и спереди, не создавая тень. Рекомендуемая мощность лампы –60 ватт. А естественный свет и расположение стола ближе к окну позволяет максимально использовать световой день. Родителям необходимо помнить, что сформировать правильную осанку у ребенка можно только в период роста позвоночника.
Формирование правильной осанки
Ребенка необходимо научить принимать позу правильной осанки и сохранять ее длительное время, что возможно лишь при равномерном развитии мышц всего тела, особенно спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также при достаточной гибкости позвоночника. Существует несложный комплекс упражнений, способствующих тренировке этих качеств и формированию правильной осанки.
Упражнение N1 Встать спиной к стенке так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы и пятки касались ее поверхности. Запомнить положение и отойти от стены, сохраняя принятую позу.
Упражнение N2
Приняв позу правильной осанки у стены, сделать шаг вперед и выполнить повороты, вращения головой, наклоны. Затем опять принять положение правильной осанки, сделать шаг назад и проверить правильность осанки. Голову следует держать прямо и не опускать, так как это приводит к сгибанию спины и сутулости.
Упражнение N3
Приняв позу правильной осанки у стены, прогнуть спину, не отрывая голову и таз от ее поверхности и возвратиться в исходное положение. Приседать, вставать, поднимать и сгибать ноги, не отрывая голову, спину и таз от стенки.
Упражнение N4
Приняв позу правильной осанки у стены, запомнить положение, отойти от нее, походить 15-20 с, сохраняя позу, сделать несколько упражнений, принять правильную осанку и проверить ее у стены.
Упражнение N5
Встать перед зеркалом и принять позу правильной осанки. Проделать несколько движений головой, туловищем, ногами, затем принять правильную осанку и проверить ее, повернувшись к зеркалу.